rustasha (rustasha) wrote,
rustasha
rustasha

Categories:

Размышления о современной детской литературе

"Размышления о современной детской литературе" Юрий Нечипоренко

О людях современной детской литературе я судить не буду, так как сам являюсь «действующим писателем», то следую завету Пушкина из “Евгения Онегина”, где он сказал про поэтов: «цех задорный людей, о коих не сужу, затем, что к ним принадлежу». Но попробую описать, что знаю, «со своей колокольни», про саму литературу, не претендуя на объективность картины.

В целом у нас сейчас есть несколько «потоков» писателей – один, который имеет «традиционное» происхождение от семинаров по детской прозе, совещаний и съездов молодых писателей конца 80-х годов. В семинар Якова Акима, Сергея Иванова и Юрия Кушака я попал по рекомендации критика Лолы Звонарёвой. В этом потоке зародился по инициативе Льва Яковлева, Володи Друка и компании Клуб детских писателей «Чёрная курица», который существует до сих пор. За качество текстов, которые пишут Александр Дорофеев, Марина Москвина, Марина Бородицкая, и другие члены этого неформального клуба (позже к нам присоединились Михаил Есеновский и Елена Явецкая), можно не переживать – это первоклассная литература. Всего в этом потоке находится около трёх десятков авторов, перечислять их не буду, десяток их книг мы вместе с Львом Яковлевым и Ириной Арзамасцевой выпустили в серии «Для взрослых и детей» (издательство “Арт-Хаус Медиа”).
Самые известные имена здесь, пожалуй – Марина Москвина, Сергей Седов, и Андрей Усачёв. Рано от нас ушли Олег Кургузов и Николай Ламм. Наш клуб за 25 лет существования посетили многие писатели из других городов (да, стоит заметить что Клуб отчасти смыкается с семинаром Юрия Коваля, который тот вёл при «Мурзилке»). Мы всегда были в контакте с питерцами - Сергей Махотин и Михаил Яснов нас посещали, заглядывал Валерий Воскобойников и прочие известные лица.

Второй поток писателей имеет более независимое от семинаров и клубов происхождение – это писатели, которые «стартовали» уже в конце 90-х и начале 2000-х. Кто-то из них (как Ксения Драгунская) прошёл через журнал «Трамвай», который делали Тим Собакин и Олег Кургузов, кто-то - через журнал «Кукумбер», который позже соорудили Виктор Меньшов и Дина Крупская… Был ещё альманах «Колобок и два жирафа», что выпускали Михаил Есеновский и Владимир Венкин – было множество затей, которые ярко просияли в течении пары-тройки лет… Но в 90-е годы была утрачена целостность детской литературы (в связи с закрытием журнала «Детская литература» пропала координация её частей), а после потери Дома детской книги наш Клуб утратил “центровое место” на Тверской - хорошо, что нас приютила Татьяна Рудишина в Библиотеке им. Гайдара. Многие из начинающих и не знали о существовании нашего Клуба, а мы не знали об этих писателях, пока не появились премии по детской литературе («Заветная мечта», им. Сергея Михалкова, «Книгуру», «Ясная поляна» и др.), которые ввели в наш обиход новые имена – Веркин, Жвалевский/Пастернак… К этому же потоку принадлежат и Артур Гиваргизов и Стас Востоков, которого я ранее узнал по «Пампасам» - он пришёл туда, и я его попросил возглавить бумажную версию журнала.

Третий поток – те, кто «стартовали» или стали известны не так давно – и тут я лучше ориентируюсь – это уже не «потерянное поколение»: последний десяток лет начал работать семинар при питерском «Детгизе», исправно выходит журнал «Электронные пампасы» (http://epampa.yuniko.ru/), который аккумулировал более двухсот авторов, появилась целая плеяда более или менее молодых дарований. Здесь я могу отметить Галину Дядину, Анастасию Орлова, Анну Ремез, Анастасию Строкину, Ирину Краеву, Рустама Карапетьяна, Олега Корниенко, Дину Бурачевскую, Олега Бундур... В связи с отсутствием координирующего центра в конце 90-х, начали выходить новые разнообразные издания, ряд писателей обосновался за границей, в детской литературе появились авторы, которые пишут, по словам Льва Яковлева, беллетристику. Речь идёт о повестях и романах с крепким сюжетом, имеющих порой социальное или даже политическое значение – но не столь изысканных в смысле языка и художественной формы.

Я не хотел бы вступать в полемику по этому поводу, однако замечу, что большое значение для всех писателей имеет сейчас путеводитель по детской литературе «Библиогид», который ведут в сети Интернет сотрудники рекомендательного отдела детской литературы Российской государственной детской библиотеки под руководством Алексея Копейкина http://bibliogid.ru/. И сам Копейкин, когда мы к нему обратились с просьбой, какие вещи молодых писателей он бы мог рекомендовать для чтения школьникам в рамках подготовки к Фестивалю детской книги, выделил книги Нины Дашевской, Дарьи Доцук, Натальи Евдокимовой и Аси Кравченко. Четыре автора – примерно одного возраста, и совсем разные, интересные вещи, каждый несёт своё, новое слово… Кажется, что кто-то уже начинает работать «по-западному», выпуская по книге в год, стараясь совладать со стихией рынка, начать «раскрутку» и поднять тиражи своих книг. Тиражи книг даже самых лучших современных авторов у нас обычно не превосходят 5 тысяч, и сравнение с советскими временами, когда тиражи качественных книг доходили до миллионов, говорит не в нашу пользу. Детская литература ещё не оправилась от потерь 90-х годов. Потери это системные: старые механизмы регуляции качества издаваемой литературы были разрушены, новые ещё толком не построены…

Отчасти поэтому в периодике порой возникают статьи ничего не смыслящих в детской литературе авторов, которые очередной раз декларируют гибель детской литературы. «Погибла» – потому что на этом рынке не появилось в последние двадцать лет «брендов», Чебурашка не нов, а с тех пор больше никого не «раскрутили» так, чтобы о нём знал любой профан. «Хоттабыч» - это круто, «Незнайка» - супер, Чебурашку и Кота Матроскина знаем - а что потом? Но вот скажем, книги Юрия Коваля прекрасны – и что же, брендов не родили, хотя даже кино сняли по «Недопёску». Не вся качественная литература имеет свойство «сбрендиваться», превращаться в легко узнаваемый бренд.
Что у нас есть сейчас: несколько десятков сильных, активно пишущих авторов, не меньше чудесных художников. Сотни новых прекрасных книг каждый год, которым не дают теряться в море лабуды такие издания как «Каталог 100 лучших детских книг» (его делает Библиотека им. Гайдара) и Библиогид. Полсотни прекрасных небольших издательств, почти каждая книга которых – событие (здесь можно начать с «Августа» и «Арт-Волхонки» и дойти до «Самоката», ростовского «Феникса» и Clevera), несколько престижных конкурсов, - скажем, «Ясная поляна» и «Новая детская книга» (который проводит «Росмэн»). То есть по отдельности все элементы того, что можно назвать «детской литературой», есть. Но нет ощущения целого – и нет осмысленной государственной политики в этой области (о чём мы говорили с Аллой Насоновой, директором питерского «Детгиза»), нет хорошо работающих механизмов корпоративной саморегуляции. Есть как будто отдельные островки жизни вокруг премий, конкурсов, семинаров - и библиотек.

Конечно, кому-то может показаться, что государственная политика и не нужна, мол, таланты сами выплывут в стихии рынка. Однако же мы сами, писатели первого потока, выплывали не сами, мы шли через отборы худсоветов и семинары, через совещания и встречи, и сами далее уже создавали клубы и журналы, чтобы помогать другим - и выживать самим в смутные времена. Сейчас самые смутные времена на исходе. Становится понятно, что книга – не только важнейший элемент формирования личности, от уровня образованности и развитости наших мальчишек и девчонок зависит само выживание нашего государства. Вообще внимание к детской литературе свидетельствует о зрелости общества, о чём я писал ранее http://www.russ.ru/pole/Detskaya-literatura-i-zrelost-obschestva

Замечу, что в стороне от анализа детской литературы остаются обычно аудиокниги, хотя многие сказки, в том числе и современные, приходят к ребёнку в виде кассет. Но мой обзор здесь – скорее о бумажной литературе и о нескольких её кругах: о том, что происходит в крупных городах, кроме Петербурга, мы знаем слабо - распадаются связи быстро, восстанавливать единое информационное пространство нелегко. В Волгограде выходит чудесный журнал «Простокваша» - но выживает он на энтузиазме Сергея Васильева – в то время как даже «Весёлые картинки» в Москве уже на ладан дышат. Интересно, что детские писатели благодаря Владимиру Друку сейчас в авангарде прогресса - они выпускают впервые в мире интерактивные "ожившие" книги с голосом авторов для планшетов и телефонов. Вышла уже книга Сергея Седова (см. здесь https://itunes.apple.com/us/app/skazki-pro-lesu/id1019705023?mt=8)

Мы с командой единомышленников из РГДБ и ряда издательств уже второй год делаем Всероссийский фестиваль детской книги, рассчитанный не только на читателей всех возрастов, но и на всех тех, кто причастен к книге: писателей, издателей, художников, редакторов, распространителей книг, библиотекарей, преподавателей, критиков и журналистов. Объединяющей темой фестиваля будет познавательная литература. По сути Фестиваль – это новая форма жизни и саморегуляции детской литературы.
В 2014 году Всероссийский фестиваль детской книги проводился в РГДБ впервые, и уже тогда можно было оценить его масштаб: за три дня фестиваля прошло более 120 встреч с писателями, художниками-иллюстраторами и специалистами по детской книге, свою продукцию представили более 40 издательств, Фестиваль посетило девять тысяч человек. Во время второго Фестиваля будет проходить выставка-ярмарка книг более 50 издательств и книготорговых организаций со всей России. В программе десятки встреч с писателями, мастер-классы художников, круглые столы для специалистов по детской литературе, читательская конференция и мастерская «Начинающий писатель». Наш Фестиваль - это уникальное мероприятие, которого нет в других странах: вокруг детской книги встречаются все, кто её делает, любит и живёт книгой.
Мы придумали «Биржу талантов» - встречу писателей с художниками с издателями, надеемся, что эта встреча даст толчок к изданию новых книг. Мне кажется, важно сейчас не рассуждать о детской литературе – а делать, создавать что-то новое в этой области, что способствовало бы решению наболевших вопросов и устранению лакун в регуляции детской литературе как целостной и живой системы. Ведь в литературу такую входит и иллюстрация, и рецензирование книг, и привлечение внимания к книге со стороны детей и родителей... - в общем, целая система взаимосвязей. Совместно с книжным автобусом «Бампер», преподавателями и студентами Института Печати, учителями и школьниками мы ищем новые формы продвижения детского чтения и регуляции этого уникального живого организма - российской детской литературы.

На Фестивале на круглых столах с привлечением специалистов мы будем говорить о главных проблемах детской литературы: о том, что у нас с познавательной книгой сейчас вообще дело швах, что редко кто имеет вкус, позволяющий оценить книгу в целом, в единстве текста с иллюстрациями, и что проблема продвижения книги – центральная проблема детской литературы сейчас…
Мы будем стараться находить решения всех этих проблем, присоединяйтесь! Программа Фестиваля здесь http://rgdb.ru/novosti/2206-programma-ii-vserossijskogo-festivalya-detskoj-knigi
Tags: Литпроцесс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments